1

Тема: Вена в эпоху «Бидермайер»

Конец 18. – начало 19. века прошли под знаком значительных перемен. Французская революция 1789 г. и последующие войны Наполеона существенно изменили политическую картину Европы. После того, как большая часть немецких князей перешла на сторону Наполеона, кайзер Франц II. сделал соответствующие выводы и основал в 1804 г. (как Франц I.) Австрийскую империю. В 1806 г. он отказался от короны Священной Римской империи, которая была основана ещё Карлом Великим.

После победы над Наполеоном Вена стала местом проведения Венского конгресса, который должен был составить новую политическую карту Европы. Венский конгресс сопровождался многочисленными пышными празднествами и балами, и это стало причиной появления известного выражения: «конгресс танцует». Участники конгресса во главе с Государственным канцлером Австрии князем Клеменсем Маттернихом были полны решимости восстановить старые порядки и политическое равновесие в Европе. Меттерних создал такую систему полицейского государства (цензура, слежка за всеми, запрет на собрания), которая стала для человека эпохи бидермайера основой для его противоречивого поведения, колеблющегося между буржуазностью и протестом.

После того, как общественная жизнь стала недоступна для граждан, их деятельность переместилась в частную и культурную сферу. Возник новый стиль, бидермайер, ставший новой вершиной Венской культуры. Люди встречались в домашнем кругу на поэтические вечера или концерты или шли в кофейные дома, где по системе Меттерниха ещё допускалась определённая свобода слова. Свой расцвет переживал театр, ставивший произведения Фердинанда Раймунда, Иоганна Нестроя и Франца Гриллпарцера. Особенно популярны были из – за своей скрытой критики политического строя произведения Нестроя.

В эпоху бидермайера Вена стала бесспорной музыкальной столицей Европы. В городе в одно и тоже время творили такие разные композиторы как Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт и Иоганн Штраус – отец. Благодаря вальсовым композициям Иоганна Штрауса своё триумфальное шествие по миру начал новый танец -  и это несмотря на то, что изначально вальс считался непристойным танцем. На это же время пришёлся взлёт в живописи. Каждый состоятельный гражданин Вены считал своей обязанностью попросить известного художника нарисовать свой портрет. А сейчас эти картины Фердинанда Георга Вальдмюллера, Рудольфа Альта или Фридриха Амерлинга, а также мебель в стиле бидермайер продаются на международных аукционах по очень высоким ценам.

Политическое угнетение, экономические кризисы и неурожаи вызывали всё больше беспокойство у населения. Социальную напряжённость между различными слоями снять не удалось и обманчивая идиллия эпохи бидермайер прекратилась Мартовской революцией 1848 г.

© Wien Guide Verlag 2006 - 2007 Путеводитель по Австрии