Слава Богу, я еще не была в ситуации, когда преподаватель насильно навязывал бы групповую работу - все добровольно. Однако, знаю понаслышке, что некоторые не очень жалуют отщепенцев, хотя и завуалировано. Чтобы быть во всеоружии, нужно больше общаться с однокурсниками, студентами с других курсов и специальностей, и затем адаптироваться к требованиям.
Что касается домашних заданий и проектов, я избегаю работы в группах, не столько потому что не умею или не привыкла, а потому что была косвенно несколько раз свидетелем пренеприятнейших историй, которые посеяли во мне зерно сомнения. С другой стороны, я не пренебрегаю обращаться за помощью, поэтому некоторые моменты могу обсудить в группе более сведущих однокурсников, но все равно всегда сдаю задания под своим именем.
А так, в принципе, мне не жалко выполнять работу за всех, или кому-нибудь помочь, потому что я в первую очередь свои знания приумножаю, и это идет мне на пользу, а каковы их мотивы - это не моего ума дела.
В реальной жизни за стенами университета, к сожалению, не всегда попадаются пропорционально ответственные и умные коллективы... Дальше, думаю, можно не продолжать!
На мой взгляд, групповая работа, которую я в шутку называю "коллективный разум" имеет как преимущества, так и недостатки.
Иногда она помогает лучше разобраться в изучаемом материале, конечно, при условии, что группа адекватная. Не зря же говорят, что, когда ты кому-то что-то объясняешь, ты сам заново переосмысливаешь и лучше усваиваешь материал!
Выше и скорость получения побочной информации: например, о правилах оформления научных работ, стиле написания, формате заданий на экзамен, да, о чем угодно!
К минусам лично я бы причислила такие факторы.
1) Авторитарность. Когда группа или отдельный ее член, возомнившний себя "паханом" начинает тебя прессинговать и сам распределяет работы, руководствуясь принципом "все, что я нашел, я уже списал, а ты решай то, что мне неоткуда списать".
2) Конфликт интересов. Когда твое честолюбие упирается в пофигизм напарника. Тогда, чтобы получить желаемый балл, ты выполняешь/корректируешь всю работу, потому что напарник напрочь отказывается что-то усовершенствовать. И вот тут как раз самое важное - не нарваться на злобного напарника, который тебе даже не позволить корректировать его часть!
3) "Gemuetlich", упомянутое венка*. Согласна на все сто! Меня очень раздражают вот эти долгие заумные раскачивания, безрезультатные обсуждения ohne Ende, переливание из пустого в порожнее, лишь бы показать свою пафосность и статусность: "Ах, какие мы тут умные, будущие светила!"
- А что если так?
- Не-е-е-т, а давайте-ка еще подумаем!
- Да, не может быть так, тут, наверное, подразумевается другое...
Ну, и т.д. в том же духе. На мой взгляд, это - пустое словоблудие и трата полезного времени.
> ... да они другого и не знают
Мне кажется, что это происходит, потому что, как я успела заметить, на практических занятиях мы никогда не прорабатываем лекции и не прорешиваем всевозможные классы задач. Я до сих пор не могу привыкнуть к подобному положению вещей. Получается, студент в процессе решения домашних заданий предоставлен сам себе, отсюда и вышепрведеные диалоги...
В анкетах я никогда никому не ставлю плохих оценок. Я считаю, что если мне не понравился курс, или я считаю его бесполезным, то это - лично мои проблемы. Я как аутсайдер из совершенно иного культурно-образовательного пространства, не имеющая ни среднего, ни неполного высшего местного образования, не имею права судить. Поэтому стараюсь быть объективной и хотя бы из уважения ставить преподавателям оценки хотя бы за приложенные усилия и труд. Нужно стараться извлечь по максимуму все полезное из предложеного, ИМХО, а насильно сюда никого никто не тянет.