1

Тема: Вена стиль модерн

Историзм 19 века был преодолён. Его сменил стиль модерн, названный по-немецки „Jugendstil“ (молодёжный стиль) по основанному в 1896 году в Мюнхене журналу „Jugend“, и ставший одним из важнейших течений в культуре на рубеже веков. В Вене он оставил наиболее значимые следы.

Зачатки стиля модерн просматриваются уже в английской графике 19 века. Наряду с романтическим направлением, предпочитавшим игру изогнутых линий, которые изображают стилизованные растительные формы, развивалось также и более строгое рационалистическое направление модерна.

Вена стала одним из важнейших центров модерна. В знак отделения от традиционного историзма группа преимущественно молодых художников и архитекторов, таких как Густав Климт, Коломан Мозер, Карл Моль и Отто Вагнер основали в 1897 году объединение Сецессион (букв. отделение). Журнал „Ver Sacrum“ (лат. весна священная) становится важнейшим форумом нового искусства. Один из основателей объединения, архитектор Йозеф Мариа Ольбрих построил в 1898 году выставочное здание объединения Сецессион у площади Нашмаркт. Строение строго кубической формы, лишь весьма сдержанно украшенное типичным для модерна декором, возвестило о наступлении нового веяния в архитектуре. Здание увенчано хорошо просматриваемым издалека куполом из переплетения позолоченных веток с листьями, которые венцы пренебрежительно прозвали «золотой кочан».

У большинства венцев новое направление вызвало скептическое отношение или даже неприятие. Оно совершенно не отвечало вкусу, привычному к тяжеловесной перегруженности историзма. Император Франц Иосиф тоже воспринимал как настоящий вызов здание, которое построил Адольф Лоос в качестве жилого дома и размещения офисов на площади Михаэлерплатц, как раз напротив его резиденции Хофбург. «Дом без бровей» - так прозвали его из-за лишенного каких бы то ни было украшений фасада. В качестве уступки публике позднее под окнами были установлены ящики с цветами.

К наиболее крупным архитекторам венского модерна относятся также Отто Вагнер и Йозеф Хоффман. Общее устройство тогдашней системы метро со всеми станциями (сейчас это линии 4 и 6), которая проходила через весь город, было осуществлено по проекту Отто Вагнера. Здание почтовой сберкассы, церкви на Штайнхоф и дом с фасадом из майолики на улице Линке Вин – цайле Отто Вагнера, а также санатории Пуркерсдорф Йозефа Хоффманна являются также выдающимися образцами стиля модерн.

Устремления архитекторов модерна не сводилось к созданию лишь архитектурно – строительного проекта, их целью было достижение стилевого единства архитектуры, внутреннего оформления помещений, мебельного интерьера и предметов обихода. Этой идее отвечало создание в 1903 году Йозефом Хоффманном и Коломаном Мозером фирмы Винер Веркштетте. Посуда, стекло, столовые приборы, а также мебель, украшения и текстильные изделия, изготовленные на Винер Веркштетте, являются выдающимися примерами совершенства прикладного искусства этой эпохи.

Экономический кризис 20 – х годов и растущий спрос на более дешёвые товары массового промышленного производства привели в 1932 году к закрытию фирмы Винер Веркштатте.


Некоторые крупнейшие представители венского модерна:
Йозеф Мариа Ольбрих (1867 – 1908) был одним из соучредителей венского Сецессиона и творцом здания, Сецессион, которое несомненно является одним из образцов стиля модерн, вызывающих наибольший интерес.

Адольф Лоос (1870 – 1933) представитель строгого стиля, боролся за рациональность в архитектуре, был противником каких бы то ни было элементов декора.

Йозеф Хоффманн (1870 – 1956) стремился к упрощению архитектурных форм. Он был автором проектов, многочисленных вилл в Вене, исключая интерьер.

Коломан Мозер (1868 – 1918) был несомненно наиболее универсальным художником рубежа столетий. Он был одновременно художником, графиком, художником – оформителем книг, театральных декораций и костюмов, графиком – прикладником и пр. В качестве одного из основателей венского Сецессиона и фирмы Винер Веркштетте именно он инициировал переход от романтического модерна с его растительными декоративными элементами к геометрическому орнаменту.

Густав Климт (1862 – 1918) важнейший представитель венского модерна, оказывал большое влияние на деятельность Винер Веркштетте. Его картины с декоративным орнаментом завоевали всемирную известность.

Эгон Шиле (1890 – 1918) поздние работы Шиле обнаруживают типичные черты: гармония модерна разрушается, выражение радости жизни уступает место, мраку смерти и тлёна.

© Wien Guide Verlag 2006 - 2007 Путеводитель по Австрии