Вена и музыка

Опубликовано: 16.10.2007

Почему в Вене всё время появлялись великие музыканты или же она их магически притягивала к себе? Наверно, сказывается положение города между скромным Севером и романтичным Югом, на пересечении разных культур, посреди живописной природы. В XVIII веке Вена стала музыкальным центром Европы. Это время, когда творили Гайдн, Моцарт и Бетховен, вошло в историю музыки как «Венская классика». Йозеф Гайдн заложил фундамент классической симфонии. Кроме того, он считается отцом струнного квартета.

Вольфганг Амадей Моцарт переехал в Вену в 1781 году. Венская аристократия восхищалась им как виртуозным пианистом, но не признала в нём, того музыкального гения, которым он известен сегодня. Людвиг Ван Бетховен был учеником Йозефа Гайдна и в отличие от него и Моцарта признанным гением, который мог позволить себе хорошо жить на гонорары от своих произведений и выступлений. Его музыка пошла по новым путям, и стоит отметить музыкальность публики, которая приняла его произведения с воодушевлением. Когда в 1827 году Бетховен умер, его провожала в последний путь вся Вена.

Следующим королём музыки стал Франц Шуберт (1797 – 1828), настоящий венец, который написал более 600 песен и во многих из них использовал истинно народный фольклор. В эпоху бидермайера настало время домашней музыки, а танцевальная страсть венцев стала легендарной. Народные танцы способствовали рождению вальса. Первыми композиторами, которые стремились завоевать сердца публики стали Йозеф Ланнер (1801 – 1843) и Иоганн Штраус – отец (1804 – 1849). Но лучше всего это получилось у Иоганна Штрауса – сына (1825 – 1899). 28 марта 1842 года дал свой первый концерт оркестр Венской филармонии. С 1869 года она находится в здании Музыкального общества (Музикферайн). В противовес филармонии в народной музыке тоже появились свои ансамбли (Schrammeln). Они играли облагороженные варианты Венских песен. И сегодня такой ансамбль можно встретить в хорошем Венском ресторане, предлагающим собственное молодое вино (хойригер).

Среди серьёзных музыкантов большую известность получили произведения Иоганна Брамса (1833 – 1897). До совершенства довёл своё песенное искусство Хуго Вольф (1860 – 1903). Как и Антон Брукнер (1824 – 1896), он создавал большие симфонии, отличавшиеся от классических форм. Критики не понимали его, а публика любила.

Густав Малер (1860 – 1911) отразил настроения последних десятилетий монархии и указал путь в современность.

По новым путям пошли Арнольд Шёнберг (1874 – 1951), Альбан Берг (1885 – 1935) и Антон Веберн (1883 – 1945). Они использовали атональность и основали додекафиническую технику. Эрнст Кренек развил понятие атональности. Опера Готфрида фон Айнема (1918) «Свадьба Иисуса» привела к одному из последних оперных скандалов. Всё ещё особое положение занимает Национальная опера (Штатсопер), поскольку она имеет постоянный репертуар и может использовать, наверное, лучшие в мире оперный оркестр Венских филармоникер.

© www.RussianAustria.com Русская Австрия